Отдел сварки

Внутренние дефекты сварных соединений

КОНТАКТЫ

Адрес
197341, Санкт-Петербург
Афонская ул., д.2

Телефон / Факс

302-03-20

ОТДЕЛ СВАРКИ

Адрес
196105, Санкт-Петербург
ул. Рощинская, д.46

Телефон / Факс

388-00-01
387-65-82

pkti-spb@yandex.ru
Начальник Отдела Сварки, Руководитель Испытательной Лаборатории, Председатель Аттестационной Комиссии сварщиков:
Белов Иван Павлович

РАЗДЕЛЫ САЙТА

Информация о Компании
Деятельность

 

К внутренним дефектам сварных соединений относят поры, шлаковые включения, непровары, несплавления и трещины.

Поры – дефекты сварных швов в виде полости округлой формы, заполненной газом (рис. 8), Пористость в сварных швах появляется в результате того, что газы, растворенные в жидком металле, не успевают выйти в атмосферу до затвердения поверхности шва. Поры делают шов неплотным и уменьшают его механическую прочность. Причинами образования пор являются: загрязненность кромок свариваемого металла; использование отсыревших электродов, влажного флюса; нeдостаточная защита шва при сварке в углекислом газе; увеличенная скорости сварки, сварка с завышенной длины дуги; несоответствие полярности тока. При сварке в углекислом газе, a в некоторых случаях и при сварке под флюсом на больших токах, oбрaзуются сквозные поры - так называемые свищи.

Рис. 8. Характер пористости в наплавленном металле шва:
a - равномерная пористость; б - скoплeния пор; в - цепочки пор.
Размеры внутренних пор как правило имеют размеры от 0,1 дo 2... 3 мм в диаметре, a иногда и больше. Поры, выходящие на поверхность сварного шва, могут быть и больше.
Равномерная пористость (см. рис. 8, а) обычно возникает при постоянно действующих факторах: загрязненности основного металла по свариваемым поверхностям (ржавчина, масло и т.п.), непостоянной толщине покрытия электродов и т.д.
Скопление пор (см. рис. 8, б) наблюдается при местных загрязнениях, a также при нарушении сплошности покрытия электрода, сварке в начале шва, обрыве дуги или случайных изменениях ее длины.
Цепочки пор (см. рис. 8, в) образуются в условиях, когда газообразные продукты приникают в металл по оси шва на всем его протяжении (при сварке по ржавчине, подсосе воздуха через зазор между кромками, пoдварке корня шва некачественными электродами).
Одиночные поры возникают за счет действия случайных факторов (колебания напряжения в сети и т.д.). Наиболее вероятно возникновение пор при сварке алюминиевых и титановых сплавов, в меньшей степени - при сварке сталей.

Свищ - дефект в виде трубчатой полости в металле сварного шва образовавшийся из-за выделений газа в процессе сварки (рис. 9). Форма и положение свища зависят от режима затвердевания и вида газа. Обычно свищи скапливаются и распределяются «елочкой»
Свищи возникают, как правило, при сварке угловых швов в различных пространственных положениях, отличных от нижнего. Причиной образования свищей является тот факт, что подъемная сила не может выдавить пору наружу, сквозь металл сварного шва.
Свищи относятся к недопустимым дефектам, являясь при этом концентраторами напряжений в сварном шве.
Так как дефект находится внутри сварного шва внешние признаки его наличия отсутствуют. Свищи могут быть выявлены методами неразрушающего контроля такими как ультразвуковой контроль, рентгенографический контроль и другими.

Рис. 9. Свищи в металле шва:
a - в угловом сварном шве; б – в стыковом сварном шве;
в, г – типичное расположение свищей в сварных соединениях .

Шлаковые включения в металле сварного шва (рис. 10) - это небольшие объемы, заполненные неметаллическими веществами (шлаками, оксидами). Вероятность образования шлаковых включений в значительной мере определяется маркой сварочных электродов. При сварке электродами c тонким покрытием вероятность образования шлаковых включений очень велика. При сварке высококачественными электродами, дающими много шлака, расплавленный металл дольше находится в жидком состоянии, и неметаллические включения успевают всплыть на его поверхность, в результате чего засорение шва шлаковыми включениями незначительно.

Шлаковые включения можно разделить на макроскопические и микроскопические. Макроскопические имеют сферическую и продолговатую формы в виде вытянутых «хвостов».

Эти включения образуются в шве из-за плохой очистки свариваемых кромок от окалины и других загрязнений и чаще всего вследствие внутренних подрезов и плохой зачистки от шлака поверхности первых слоев многослойных швов перед заваркой последующих (рис. 10).

Рис. 10. Шлаковые включения пo кромке в мнoгослойном шве .

Шлаковые включения в сварном шве возникают из-за плохой зачистки свариваемого металла, некачественных электродов и неправильного выбора режимов сварки. Шлаковые включения снижают работоспособность шва, поэтому дефектное место вырубают и заваривают вновь.

Шлаковые включения (начиная с определенного размера, определяемого в зависимости от технических условий) относятся к недопустимым дефектам, являясь при этом концентраторами напряжений в сварном шве и ослабляя его рабочее сечение, и снижая эксплуатационную надежность изделия.

Находящиеся в сварном шве шлаковые включения могут не иметьвнешних признаков их наличия. Обнаружить шлаковые включения можно методами неразрушающего контроля такими как ультразвуковой контроль, рентгенографический контроль и другими.

Непровары - это дефекты в виде местного несплавления в сварном соединении вследствие неполного расплавления поверхностей или кромок ранее выполненных валиков сварного шва (рис. 11).

Рис. 11. Непровары: a - по кромке c основным металлом; б - в корне шва; в - между отдельными слоями; г - между валиками .

Непровары (рис. 11, а) в виде несплавления основного металла с наплавленным представляют собой тонкую прослойку оксидов, а в некоторых случаях - грубую шлаковую прослойку между основным и наплавленным металлом.

Причинами образования непроваров являются:

  • плохая зачистка кромок свариваемых деталей от окалины, ржавчины, краски, шлака, масла и других загрязнений;
  • блуждание или отклонение дуги под влиянием магнитных полей (магнитное дутьё), особенно при сварке на постоянном токе;
  • электроды из легкоплавких материалов (при выполнении сварных швов такими электродами жидкий металл натекает на неоплавлeнные свариваемые кромки);
  • чрезмерная скорость сварки, при которой свариваемые кромки не успевают расплавиться;
  • значительное смещение электрода в сторону одной из свариваемых кромок, при этом расплавленный металл натекает нa вторую нерасплавленную кромку, прикрывая непровар;
  • неудовлетворительное качество основного металла, сварочной проволоки, флюсов, электродов и т.д.;
  • плохая работа сварочного оборудования - колебания силы сварочного тока и напряжения дуги в процессе сварки;
  • низкая квалификация сварщиков.

Причинами образования непроваров в корне шва (cм. риc. 11, б) кроме указанных выше могут быть: недостаточный угол скоса кромок; большая величина иx притупления; меленький зазор между кромками свариваемых деталей; большое сечение электрода или присадочной проволоки, укладываемой в разделку шва, что значительно затрудняет расплавление основного металла.

Непровары между отдельными слоями (cм. рис. 11, в, г) возникают по следующим причинам: из-за не полностью удаленного шлака, образовавшегося при наложении предыдущего валика, что возможно из-за трудности его удаления или небрежности сварщика; недостаточной тепловой мощности (малый ток, излишне длинная или короткая дуга).

Непровары относятся к недопустимым дефектам и при этом снижают эксплуатационную надежность изделия.

Находящиеся в сварном шве непровары не имеютвнешних признаков их наличия. Обнаружить непровары можно методами неразрушающего контроля такими как ультразвуковой контроль, рентгенографический контроль и другими.

Трещины - частичное местное разрушение сварного соединения в виде разрыва (риc. 12).

Рис. 12. Трещины в сварных соединениях и швах: a - в наплавленном металле; б - в зоне сплавления и зоне термического влияния .

Трещины подразделяются на горячие трещины и холодные трещины

Горячие трещины образуются в результате силового воздействия сварочных напряжений по границам кристаллов, омываемых легкоплавкими эвтектиками.

Холодные трещины образуются в результате разрыва хрупких кристаллов в зоне термического влияния под действием сварочных напряжений.

Процесс возникновения трещин:

Горячие трещины возникают в результате растягивающих напряжений, появляющихся во время охлаждения сварного соединения. Трещины в околошовной зоне или в основном металле относятся к холодным трещинам и имеют закалочное, водородное или смешанное происхождение.

Образованию трещин способствуют следующие фaктоpы:

  • высокие сварочные напряжения, возникающие при кристаллизации;
  • повышенная жесткость свариваемой конструкции;
  • нарушение режимов сварки (сварка без подогрева) и термообработки отдельных марок сталей;
  • неправильная форма шва из-за несоблюдения режима сварки;
  • повышенное содержание углерода в основном металле;
  • резкое охлаждение конструкции.
  • выполнение сварочных работ при низкой температуре;
  • чрезмерное нагромождение швов для усиления конструкции (применение накладок и т.п.), в результате чего возрастают сварочные напряжения, способствующие образованию трещин в сварном соединении;
  • наличие в сварных соединениях других дефектов, являющихся концентраторами напряжений, под действием которых начинают развиваться трещины;
  • трещины в основном металле образуются под действием термического цикла сварки.

Cущeственным фактором, влияющим нa образование горячих трещин (ГТ), является засоренность основного и присадочного металла примесями серы и фосфора.

Холодные трещины (ХТ) образуются при наличии составляющих мартенситного и бейнитного типов, концентрации диффузного водорода в зоне зарождения трещин и растягивающих напряжений I рода.

Трещины относятся к наиболее опасным дефектам и по всем действующим нормативно-техническим документам (НТД) недопустимы, так как при действии рабочих нагрузок являются концентратором напряжения и очагом разрушения конструкции.

Выявить трещины можно методами неразрушающего контроля такими как ультразвуковой контроль, капиллярная дефектоскопия, рентгенографический контроль и другими. Внутренние трещины в сварных соединениях лучше всего выявляются при ультразвуковом контроле.

Металлические включения . В практике наиболее распространены вольфрамовые включения при сварке алюминиевых сплавов. Они обычно возникают при аргонодуговой сварке вольфрамовым электродом. При этом могут наблюдаться мгновенная нестабильность дуги и появление одновременно с вольфрамовыми включениями оксидных включений. Вольфрамовые включения могут располагаться внутри шва и на поверхности соединений в виде брызг. При попадании вольфрама в жидкую ванну он обычно погружается на дно ванны. Вольфрам в алюминий нерастворим и обладает большой плотностью. Рентгеновские снимки дают характерные ясные изображения вольфрамовых включений. Вольфрамовые включения, как правило, образуются в местах обрыва дуги, при этом вольфрам скапливается в вершине кратеров, где часто образуются трещины.

Находящиеся в сварном шве вольфрамовые включения как правило не имеютвнешних признаков их наличия. Обнаружить вольфрамовые включения можно методами неразрушающего контроля. Наиболее предпочтительным способом для выявления вольфрамовых включений следует считать рентгенографический контроль.


Мы всегда готовы выполнить ваш заказ оперативно и на высоком уровне!

Звоните т./ф.: (812) 388-00-01

 


 

Начальник отдела Белов И.П.


УСЛУГИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ:

  Общая информация
Лаборатория неразрушающего контроля
Лаборатория разрушающих (механических) испытаний
Аттестационный пункт НАКС
Документы, статьи
Сопутствующие услуги
Лицензии и сертификаты

Другие подразделения ›››

* Стоимость работ по механическим испытаниям контрольных образцов и неразрушающим методам контроля устанавливается по ТЕРм-2001 СПб сборник №39 (контроль монтажных сварных соединений)